Соперники СавлаТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Соперники СавлаСтраница 9
Проявления субординации Савла по отношению к Иакову многочисленны. В Послании к Галатам Савл постоянно стремится щегольнуть своей независимостью, но тем не менее показывает себя зависящим от иерусалимских последователей Иисуса; он принимает их временный приоритет, называя их предшествовавшими ему апостолами (Гал. 1:17). Наиболее важно то, что он принимает на себя бремя сборов пожертвований для иерусалимской группы не только без возражений, но и со рвением.
Он выказывает свою зависимость от реально жившего Иисуса каждый раз, когда должен отстаивать свою собственную позицию. Хотя он пытается приравнять свой опыт к опыту апостолов, но, говоря о пятистах человеках, которые видели воскресшего Иисуса, он помещает себя в самый конец, вдобавок называя себя «наименьшим из Апостолов» и «недостойным называться Апостолом».
В то же самое время он, конечно, гордится своей исключительностью; он имеет в виду, что его полномочие исходит непосредственно от Бога, следовательно, это никак не связано с апостолами, чей статус является не чем иным, как отзвуком мирских воспоминаний (1 Кор. 15:1 и сл.). Он говорит, что Бог « .благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам .» (Гал. 1:15—16).
Конфликт, запечатленный во всех Посланиях Савла, вращается вокруг двух вещей: необходимости обрезания для претендующих стать членами нарождающейся секты, что является самым ярким примером бремени Торы, а также вокруг собственного авторитета Савла.
Даже поверхностное прочтение посланий показывает, что защита Савла принимает три формы, каждая из которых идет в одном из трех направлений.
Прежде всего, он подчеркивает свою независимость от иерусалимских последователей Иисуса (он с жаром говорит, что его собственное обращение произошло благодаря прямому вмешательству со стороны Спасителя).
Таким образом, в отрывке, звучащем весьма неудобоваримо, он утверждает, что ходил в Иерусалим намного позже «по откровению», но в то же время он был вынужден сообщить иерусалимским лидерам о своей агитации среди грекоязычных конгрегаций в синагогах диаспоры, «не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался» (Гал. 2:1—10), то есть, иначе говоря, он опасался, как бы лидеры последователей Иисуса просто-напросто не аннулировали его усилия.
Таким образом, после сообщения об инциденте, связанном с обрезанием его новообращенного язычника Тита, он был вынужден допустить — причем самым окольным путем, — что, несмотря на его отрицание какой-либо особой связи с иерусалимскими последователями Иисуса, фактически его работа должна была признаваться тремя столпами (то есть Иаковом, Симоном (Петром) и Иоанном, сыном Зеведеевым).
Сущность этого «признания» остается неясной. Савл утверждает, что существует два евангелия (благовествования): одно — для «обрезанных», то есть для исполняющих законы иудеев, а другое
— для «необрезанных»; первое он закрепляет за Симоном, а второе
— за собой. В то же время, несмотря ни на что, он высказывает знаменитое замечание: «Для иудеев я стал как иудей, чтобы я мог получить иудеев» — и явно противоречит своему же распределению «территории» между Симоном и собой, как между обрезанными и необрезанными.