Соперники СавлаТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Соперники СавлаСтраница 14
Итак, что бы ни подразумевало крещение Иоанна в мессианском брожении того времени, оно, несомненно, не могло иметь ничего общего с понятием, что Иисус был Спасителем Человечества. Соответственно, что бы ни делало Аполлоса знаменитым среди александрийских евреев, он представлял собой то верование, которое, хотя и не имело ничего общего со сложной, тонкой и логической интерпретацией Савлом значения жизненного пути Иисуса, могло свободно циркулировать в конгрегациях, где Савл также обладал прочным положением.
Нарождающаяся вера должна была распространяться очень быстро, Симон-Камень (Петр), например, по-видимому, был известен всем новообращенным, живущим в Коринфе; Савл упоминает о нем как о вдохновителе одной из четырех тамошних групп. Кроме того, Савл, хотя и выражается осторожно, много говорит о противоборствующих людях с «иным благовествованием». Он не ссылается на свой собственный авторитет, а просто призывает тех, кого он привел в группу последователей Иисуса, придерживаться его интерпретации, а не сбиваться вслед за другими с пути истинного (Гал. 1:6 и сл.; 2 Кор. 11:1 и сл.).
Хотя Деяния поразительно немногословны, когда дело касается трений в ранней общине последователей Иисуса, все же эта скрытность оказалась далека от совершенства. Апологетическая устремленность автора, будучи всеобъемлющей, все же позволяет обнаружить несколько несоответствий. Интересно отметить, что сохранились фрагменты, касающиеся более ранних, несомненно исторических, ситуаций. Вся вторая половина книги, например, занята обоснованием авторитетности Савла, хотя при этом, несмотря ни на что, сохранилось одно противоречащее воспоминание. Когда Савл пытался убедить некоторых евреев насчет Иисуса на основе Торы и еврейских писаний, «одни убеждались словами его, а другие не верили» (Деян. 28:23, 24). Несомненный отзвук реального факта!
Именно на фоне такой апологетики в Деяниях следует обсудить упоминание об Аполлосе (18:24); по-видимому, это пробивает весь камуфляж автора. Аполлос, как указывает Савл, вероятно, был в Коринфе значительной фигурой (1 Кор. 1:12; 3:4, 21—23; 4:6); число его последователей увеличивалось в такой же степени, как и последователей самого Савла, Симона-Камня (Петра) и последователей группы, которая упоминается как группа «Христовых». Должно быть, это тот же самый Аполлос, который представлен в Деяниях как известный лидер в «апостольском поколении»; если это так, то здесь кроется большая загадка.
Случай с Аполлосом выглядит совершенно необычно. Хотя о нем и говорится, что он «был наставлен в начатках пути Господня» и, разумеется, был «сведущим в Писаниях», а также, «горя духом, говорил и учил о Господе правильно», однако (совершенно непонятно почему) «знал только крещение Иоанново». По-видимому, Аполлос даже не осознавал, что Иисус вообще играл какую-то особую роль.
Аполлос не только не разделял взглядов Савла на обрезание (не говоря уже о грандиозных концепциях Савла о Теле Христа, умершем и снова воскресшем вместе с Христом и т. д.), он даже не знал, что Иоанн предсказывал пришествие Иисуса. Фактически в Деяниях говорится — в их обычной приторно-льстивой манере, — что двое из Савловых друзей должны были «точнее объяснить» Апол-лосу «путь Господень». Аполлос, совершенно не зная ни о какой более поздней «идеологии», выражается так, как будто он был просто крестителем-мессианистом, не более и не менее.