Соперники Савла
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Соперники Савла
Страница 19

Поскольку Савла сопровождали несколько его языческих последователей, несомненно, эта проверка организовывалась в первую очередь для них, а также для иудеев (Деян. 20:4, 21—29).

Это была самая убедительная демонстрация субординации Сав-ла по отношению к Иакову. Если бы Савл отказался от проверки, его могли убить прямо на месте, как вероотступника; подчиняясь же, он компрометировал себя в глазах своих новообращенных.

В запутанном повествовании Деяний все эти события приводят каким-то образом к мятежу; несмотря на демонстрацию Савлом своей ортодоксальности, некоторые иудеи из Малой Азии видят в нем соблазнителя, сбивающего с пути иудаизма. Кроме того, его обвинили в том, что он привел в Храм необрезанного язычника (преступление, за которое наказывали смертью). Во время мятежа Савла арестовали, по-видимому, для его же собственной безопасности. Его посадили в тюрьму и, в конце концов, отправили в Рим.

Таким образом, он был арестован не как христианин (в то время совершенно немыслимая идея), а как нарушивший табу Храма и вызвавший беспорядки в священном здании. Арест был совершен с разрешения части первосвященников, представляемых Иаковом и другими фарисеями, старейшинами и пресвитерами, которые составляли круг иисусистов. Следовательно, арест Савла не имел отношения к тому, считали его соблазнителем или нет. Повествование об аресте Савла в Иерусалиме и его необычайно долгом извилистом пути в Рим является явной нескладухой со всевозможными невероятностями. Утверждается даже, что он должен был связаться непосредственно с римскими иудеями, находясь при этом под римской охраной (!). Но по поводу его смерти в Деяниях хранится полное молчание, что вполне соответствует духу этой в целом весьма туманной хроники.

Апелляция Савла к римлянам, на которую он имел право как гражданин Тарса, неизбежно должна была оказаться бесполезной. В противном случае Деяния обязательно указали бы на это. Очевидно, в интересах их автора было бы тогда описать освобождение Савла от бесцеремонного обращения с ним римлян, на которое он мог надеяться. Если бы Савл был оправдан, то, разумеется, это был бы прекрасный повод, чтобы упомянуть об этом, даже выставить это напоказ; это прекрасно соответствовало бы апологетическим установкам автора. Или же, поскольку Деяния прилагали все усилия к тому, чтобы примирить Савла и иерусалимских последователей Иисуса, на которых они благочестиво ссылаются как на «Матерь Церковь», мы могли бы ожидать присутствия в этом повествовании некоторых признаков того, что они помогли ему.

Однако в нем ни слова не говорится о том, сделали ли иерусалимские последователи Иисуса хоть что-нибудь для того, чтобы помочь Савлу в течение пяти лет, предшествовавших судебному разбирательству по его делу в Риме. Заканчивая на характерной для них ноте «гармонизации», Деяния просто дают утешительный комментарий по поводу прибытия Савла в Рим и его временного пребывания там, где он жил, « .проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно». В то же самое время — весьма любопытно! — Савл проживает там на своих собственных условиях (подумать только — за свой счет!).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20