Соперники СавлаТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Соперники СавлаСтраница 16
Хотя Деяния могли вполне правдоподобно сочинить многое о Стефане, чей жизненный путь, по-видимому, был очень многообещающим с точки зрения проповедования язычникам, они каким-то необъяснимым образом неожиданно полностью бросают его и переключаются на рекламу миссионерских подвигов Симона-Камня (Петра), на эпизод, который достигает своей высшей точки — опять-таки совершенно необъяснимо — в момент принятия в мессианскую общину Корнелия, римлянина, а также некоторых его друзей. Симон вынужден, по-видимому, защищаться от ортодоксальных последователей Иисуса в Иерусалиме, возглавляемых Иаковом.
Это должно было означать, что Симон и Савл имели идентичные установки — еще один пример «гармонизации». Едва ли это является чем-то большим, чем фабрикацией в соответствии с траекториями, проложенными самой сущностью апологии; это — шероховатая судорожная попытка примирить Симона-Петра и Савла, которые во всех отмеченных выше пунктах должны были расходиться.
Остальная часть Деяний посвящена Савлу; она делает его исключительным учредителем христианства, хотя на тот момент это было, по-видимому, чрезвычайно анахроничным. Александрия, где иудейский мессианизм должен был иметь прочную основу, с точки зрения размеров еврейской общины и бурных эпизодов в отношениях между иудеями и язычниками, даже не упоминается, не приводится также никаких указаний на то, что последователи Иисуса в Риме были еще до Савла.
Деяния дают краткий отчет об отношении последователей Иисуса к некоторым инновациям в принятии язычников в ранние христианские конгрегации. Савл и Варнава (кроме этого, о последнем известно мало) описываются как люди, имевшие огромный успех среди анти-охийских язычников. Некоторые из последователей Иисуса в Иерусалиме, по-видимому, настаивали (возможно, через посланников), чтобы принятие Торы было обязательным для новых верующих. Делегация из Антиохии, возглавляемая Савлом и Варнавой, идет в Иерусалим;
у них было какое-то столкновение с некоторыми фарисеями из иерусалимских иисусистов (Деян. 15:1, 2, 4, 5). Проблема решалась на «общем собрании» «апостолов и старших», на котором председательствовал Иаков. Это собрание выдало сверху суждение, которое полностью соответствовало агитационной линии, приписываемой Сав-лу. Иаков, говорящий за все общее собрание, объявил, что все язычники полностью освобождены от всех требований Торы; все они должны соблюдать несколько элементарных моральных принципов (несомненный отзвук «Ноевых законов», придуманных евреями для всего человечества) и некоторые ключевые ограничения. Кроме того, особо осуждались евреи, которые были недовольны отменой Торы в Антиохии; а стойкость Савла и Варнавы прославлялась.
Но при жизни Савла его характерные взгляды не одобрялись иерусалимскими лидерами. Послание к Галатам, написанное Сав-лом в разгар столкновения с ними, по крайней мере, за два поколения до гармонизирующих потуг Деяний, энергично нападает на идею принуждения язычников к обрезанию перед допущением их в еврейское мессианское движение.
Савл полностью пренебрегает ссылками на так называемое общее собрание, упомянутое в Деяниях как некий совет, устанавливающий гармонию между двумя конфликтующими взглядами в пользу отступления от требований Торы, которая фактически стала пробным камнем нарождающейся веры. Савл никогда не упоминает о каком-то разрешении этого спора в его пользу; ввиду его явной озабоченности умиротворением или успокоением иерусалимских последователей Иисуса, независимо от того, были ли они его оппонентами или просто дружественными конкурентами, мы можем увидеть, что при жизни Савла его взгляды не принимались.