Система СавлаТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Система СавлаСтраница 5
В этом был смысл изобретения Савла. Посредством мистического Тела Христа осуществлялось бытие-во-Христе. Именно это двойное понятие стало средством осуществления этой необычной идеи. Оно установило естественную связь между телами тех, кто был крещен перед смертью в тело-во-Христе, и воскресением для существования в Мессианском Царстве.
Следует повторить, что прощение грехов через крещение было совершенно объективным; не нужно было ничего делать в плане совершенствования моральной натуры индивида, ему просто гарантировалось спасение в Судный день. Предполагалось, что крещение аннулировало все грехи, совершенные человеком ранее. Савл просто-напросто оформил это в виде таинства; несомненно, это практиковалось в кругах последователей Иисуса, с которыми он был знаком. Точка зрения Савла на действенность крещения — его объективную или магическую ценность — видна в том вопросе, который он задает в своем споре с общиной коринфян: «Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?» (1 Кор. 15:29)
Слова этого простого вопроса показывают, что вера Савла в воскресение сопровождалась верой в могущество ритуала, причиной которого она могла стать. Это магическое изобретение было соединено с главной идеей, по самой своей сути способной к неограниченному распространению, и результат слияния этих двух элементов был достаточно емким, чтобы заключать в себе практически неисчерпаемые возможности.
Савл, всем своим существом сосредоточенный на незамедлительном наступлении мессианского переворота, ощущаемого с трепетной уверенностью (из его посланий чувствуется, что такое состояние вселенной было фактом, гарантирующим особую близость его совершения), объединил весь комплекс идей, актуальных в его дни, в единое целое. Он создал мистическую и интеллектуальную базу для этого единства, объединив весь этот комплекс с магической силой таинств.
Несколько простых идей из среды палестинских евреев были перенесены в грекоязычную еврейскую диаспору. Возрастание силы этих идей в процессе их «пересадки», эскалация, в которой идеи Савла спустя долгое время после его смерти должны были играть ведущую роль, стали прямым следствием возвратно-поступательного хода истории; после уничтожения в 70 г. Храма значение эллинизма в Палестине должно было в огромной степени возрасти.
По-видимому, первоначально между евреями Антиохии и полу-иудаизированными язычниками не было никаких разногласий; они даже вместе ели (Гал. 2). Такое положение дел, по-видимому, нарушилось позже, и непременно должно было нарушиться, потому что лидеров последователей Иисуса в Иерусалиме не любили. Но вначале, до того как на передний план выступил «идеологический» процесс, для трений не было никакого повода. Однако в то же время круг последователей Иисуса, состоявший как из евреев, так и из полуевреев, должен был ощутить себя сообществом, отличавшимся от обычной синагоги. При этом было вполне естественным использовать традиционный еврейский ритуал — крещение, — который первоначально символизировал очищение от греха, а с расширением модальности инициации в группу, подобным образом очищенную, стал признаком принадлежности к новой группе. По-видимому, крещение Иоанна Крестителя (чисто еврейский феномен) было того же происхождения, что и нисхождение Духа на еврейских пророков. Основанное на представлении о Конце света, крещение гарантировало, что крещеный будет спасен в Судный день.
Разумеется, сам Иисус никогда не крестил; кроме того, совершенно неясным остается тот путь, по которому ранние последователи Иисуса восприняли метод крещения Иоанна Крестителя. Еврейские общины этого бурного исторического периода неминуемо должны были сильно отличаться в своем мнении по поводу деталей, времени, последовательности, рациональности, личного волюнтаризма и так далее. Кроме того, еще остались некоторые следы в документах.
По тому, как Креститель осторожно, дипломатично, но настойчиво переводился на второе место после Иисуса, и в то же время ему предоставлялись все почести в этом новом статусе, становится очевидно, что окружение Крестителя очень рано слилось с последователями Иисуса. Вследствие этого крещение, как нечто связанное с Иоанном, было просто принято как часть этого объединения. Это может объяснить любопытный курьез, зафиксированный в редакторской переработке хроники, поглощенной Евангелием от Иоанна, где после утверждения, что Иисус «более . крестит, нежели Иоанн .», сразу же следует полное отрицание, а именно: « .Сам Иисус не крестил .» (Ин. 4:1,2).
Хронист, написавший спустя два (или более) поколения после того времени, когда последователи Крестителя и Иисуса были заодно, должно быть, имел в виду, что количество последователей Иисуса возрастало в большей степени, чем последователей Крестителя, и достигло такого количества, что они растворили в себе последователей Крестителя; но затем он напоминает своим читателям, что Иисус лично вообще никогда не крестил. Этот обычай к тому времени настолько укоренился, что любое отрицание его связи с предполагаемым основателем этой секты было неоспоримым фактическим свидетельством против отрицателя.