Система СавлаТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Система СавлаСтраница 9
Это был макрокосмический аспект того, что в микрокосме считается повышением роли магии в таинствах. Савл установил причинную связь между таинствами и слиянием с воскресшим Иисусом; в результате таинства, бывшие поначалу квазимагическими, теперь играли каузальную роль в приобретении бессмертия через воскресение. Именно это усиление роли магии в таинствах окончательно привело к идее о Вечере Господней как пище, которая сама по себе дарует бессмертие.
Не могло быть и речи об эллинизации Иисуса, воскресшего еврея из Назарета, который был, самое большее, лишь провозвестником иудейского Мессианского Царства. Но Савл подложил свою первоначальную, блестяще изобретенную схему воскресения через бытие-во-Христе под увеличитель, вслед за видением Мессии Иисуса у Си-мона-Петра. А это была уже производная от веры в воскресение через бытие-во-Христе вера в Иисуса как вестника воскресения (уже не Царства!), вера, усиленная магизацией таинств, дающей гарантию бытия-во-Христе, а следовательно, и самого воскресения, которое должно было играть главенствующую роль во вселенской Церкви.
Таким образом, таинства, задуманные Савлом как связующее звено между Воскресением и Мессианской Славой, предназначенной для определенного поколения, которому даровано абсолютное бессмертие, благодаря тому что они были задуманы как движущая сила, оказались действенными для всех будущих поколений.
Короче говоря, в этой сфере Савл также разработал образец функциональной магии, первоначально считавшейся эффективной только для воздействия на конкретную историческую ситуацию, но, поскольку он разочаровался в истории (история шла, как и прежде, без изменений), его средства ad hoc застыли в интегральных компонентах реальности, восприятие которой было организовано на совершенно другой основе. Идеи Савла стали неотъемлемыми элементами мира, доступ к которому можно было получить независимо от Бога.
Языческий мистицизм уходит своими корнями в природу: он вневременной. Переплетенный с тканью вселенной, языческий мистицизм может производить воздействие на мир посредством магии. Могущество его символики происходит от усиления тех символов, которые отражают фундаментальное состояние мира в настоящем. Человек, сознательно воспроизводя какой-нибудь символ, переносит миф в свое собственное непосредственное настоящее; он заново переживает то вневременное, которое присуще природе. Таким образом, символы воспроизводят природные изменения.
Так, для Савла, как и для всех евреев в целом, происходящее вообще не являлось вневременным состоянием природы, а было историческим событием. В представлении Савла силы, исходящие от Творца Вселенной, проявлялись в движении; фактически они уже трансформировали мир. Эти силы проявились через смерть и воскресение Иисуса Христа; с этого момента их мощь обнаруживалась через особую категорию людей — через избранных последнего поколения. Мощь этих сил возникала благодаря крещению.
В языческих мистериях происходящее в основе своей является личным выбором, который оказывает влияние на судьбу человека, — человек сам выбирает: заново создавать или повторять события вневременного мирового порядка через усердное применение символа. А в мистицизме Савла человек просто движется вслед за трансформацией мирового порядка в данную историческую эпоху. Сама по себе трансформация как часть установления Царствия Божьего никак не связана с собственным решением человека; это решение просто дает человеку возможность участвовать в этой трансформации. Верующий как бы соскальзывает в поток божественного замысла.
Когда исторический анализ Савла был сведен на нет конкретными историческими фактами, его неудача была институционализирована в Церкви. Благодаря действенности магических процедур, применяемых Церковью, индивид еще раз лично определяет программу своего спасения; через применение магии он проявляет свое личное участие в этом. И хотя Церковь воплощает в себе верования огромного коллектива, мир как таковой не трансформируется; решение индивида функционирует по отношению к нему самому, поскольку оно приводит в движение те символы, которые через систему Церкви стали могущественными. Это особенно заметно в трансформации таинств.
Поскольку человечество в целом должно обладать своей предопределенной судьбой, таинства (первоначально предназначавшиеся, как я уже указывал, для Мессианского Царства, а не для последующего вечного блаженства) должны были играть роль только для избранных последнего поколения. Довольно странно, но, по мнению Савла, Иисус не должен был играть никакой роли для человечества вообще; по Савлу, верующие принимали участие в действительном переживании Иисусом смерти и воскресения через магию, присущую таинствам; по его мнению, крещение было необходимой преамбулой к Вечере Господней: без крещения верующие не могли получить от этого никакой пользы.