Потерянный континентТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Потерянный континентСтраница 19
Хотя называются разные промежутки времени, понадобившиеся для того, чтобы идея о Конце света полностью исчезла, ясно, что ко времени, когда было написано Евангелие от Луки, приблизительно через 10 лет после разрушения Храма, эта идея стала, по крайней мере, бездейственной. Она больше не воспринималась всерьез. И самое важное — она не ощущалась.
Таким образом, общее настроение определенно исходило из состояния ума Савла. Он писал потому, что чувствовал неминуемость наступления Конца света, несмотря на его отсрочку, но к этому времени данное чувство превратилось в убеждение, что отсрочка больше не является отсрочкой, а является состоянием природы; возможно, это было необходимо для того, чтобы написанное выглядело авторитетно.
Следовательно, спустя некоторое время после Марка были набросаны Евангелие от Луки и Деяния (части обоих произведений были, по-видимому, написаны одной и той же рукой). Деяния, разумеется, являются нашим единственным источником по самому раннему периоду новой секты. Они несут в себе следы процесса ее социополитического приспособления, начатого Марком, а теперь продолженного дальше.
Источники, использованные в Деяниях, настолько фрагментарны, что никакое связное повествование невозможно; еще меньше мы можем узнать из них о каком-либо индивиде, за исключением самого Савла; о тех, кто упоминается в Деяниях, практически нет никакой информации. Разумеется, индивидам даются имена и приводятся одно или два случайных высказывания, чтобы конкретизировать неразвитое повествование, но нет никакой возможности понять мотив, характер их деятельности.
У этих писаний, созданных в самый ранний период, была функция установления, то есть установления лидерства новой секты; они были главной попыткой создания организации. А для того, чтобы это сделать спустя несколько десятилетий после разрушения Храма и через два поколения после смерти Иисуса, жизненно важным для лидеров нарождающейся религии было провозгласить живую связь между Иисусом и ими самими. Соответственно объявлялось, что развивающаяся Церковь была установлена двенадцатью апостолами или, более точно, апостолами во множественном числе. Это провозглашение, тесно связанное с тем провозглашением, тайным или явным, что авторитет апостолов-основателей является обязательным, стало теологическим принципом, подводящим фундамент под Церковь.
Этот принцип сам по себе никогда не опровергался великими ответвлениями более поздней Церкви (католиками, православными и протестантами); спор касался только того способа, которым авторитет, приписываемый апостолам, был фактически обязательным (протестанты, конечно, приняли для себя обязательным только Священное Писание; католики посчитали необходимым дополнением и церковную традицию).
Но фактически апостолы были просто частью теории. В самом начале не было такого института, как двенадцать апостолов. Само по себе это число, отражая ожидание Конца света «активистами» Царства Божьего, просто соответствовало двенадцати коленам Израиля. Исторически же двенадцать апостолов никогда не играли какой-либо роли. После первого упоминания о них (в поздних источниках) двенадцать апостолов, за исключением Симона-Петра, нигде не упоминаются, несмотря даже на то, что главный союзник Иисуса, Иаков сын Зеведеев, жил еще десять лет после распятия Иисуса и, видимо, был известным и активным, поскольку был казнен в 43 г. Агриппой I.