Потерянный континентТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Потерянный континентСтраница 24
Несомненно, это объясняет тот факт, что традиционная еврейская историография не освещает многое из того, что составляет значительный пробел в национальной эволюции — переход от народа с центром, укорененного на своей собственной земле, к особому положению народа, который полностью лишен территориальной основы, оставшейся только в письменных источниках.
Верно, что благодаря древности евреев легко подогнать разгром 70 г. к длинной череде триумфов и бедствий, связанных с рабством в Египте, через славу Царств к сложностям, порожденным победой эллинизма в античном мире, когда евреи после яркого, но краткого возвращения своего суверенитета при Маккавеях начали сталкиваться с Римской империей и потерпели ряд военных неудач — от завоевания Иерусалима в 63 г. до н. э. Помпеем до предпоследнего, но решительного поражения от римлян столетием позже.
Несмотря ни на что, ликвидация еврейского центра в 70 г. была уникальным явлением. Это качественно отличалось от вавилонского пленения, происшедшего на шесть столетий раньше, которое просто вытеснило из страны на короткое время высшие классы. Разумно было бы ожидать, что еврейские историки будут придавать большое значение радикальному повороту в еврейской истории, возникшему из-за уничтожения территориальной основы еврейской жизни и замены ее институтами, очерченными и осуществленными абстрактными идеями.
Могучая традиция объяснения разгрома 70 г., как и всех других разгромов, наказанием Божьим означала, что еврейские историки попались в ловушку, так сказать, отделения светской основы вавилонского пленения и перенесения ее на веру в мифологию, заключенную в Новом Завете.
Неспособность оценить качественную уникальность этого разрыва в еврейской истории радикального поворота, который сделал диаспору тождественной с еврейским национальным существованием на протяжении почти двух тысячелетий, объясняется тем фактом, что еврейские историки тоже приняли христианскую точку зрения на происхождение христианства.
Итак, подведем итог. «Активисты» Царства Божьего, одним из которых был Иисус, будоражили Палестину на протяжении жизни двух поколений. Их агитация завершилась массовым восстанием, которое привело к разрушению римлянами Храма и Иерусалима в 70 г. Христианство в своем начале было побочным продуктом мессианистского рвения. Разрушение Храма и государства устранило препятствие для распространения новой веры, разработанной благодаря эллинистическим идеям на основе мессианистского зародыша.
Короче говоря, огромная арка христианской доктрины покрывает два недостатка: отказ принять память о Царстве Божьем в его первой фазе — ожидание Иисусом скорой трансформации природного мира, разрушающей языческие силы и восстанавливающей счастливую жизнь евреев, — и убеждение Савла в грядущем установлении неземного, но каким-то образом реально жизненного мира, возникшая из проеврейских и антиримских мотивов и гарантированного воскресением Иисуса.
Эмоциональная потребность в Царстве Божьем, перенесенная на эллинистическую среду, была поглощена, упрощена, возвеличена, возвышена благодаря обожествлению человека, который провозгласил это Царство. Благодаря обожествлению Иисуса Царство Божье можно было теперь совсем отбросить.