Потерянный континентТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Потерянный континентСтраница 23
Все это стало более соблазнительным после разрушения Храма и еврейского государства, когда евреи больше не являлись уже стоящими объектами для обращения; лидеры новой секты направили свою пропаганду на все человечество.
Таким образом, идеи Савла, первоначально воспринимаемые как объяснение того, что, по его мнению, было текущим историческим кризисом — временной интервал между установлением Мессианского Царства, следовательно, Царства Божьего и воскресением Иисуса, — стали благодаря систематическому и тенденциозному недопониманию ключевого выражения «Царство Божье» фундаментом того, о чем и не мечтали ни Савл, ни Иисус, — вневременной теологией.
Взгляды Савла, искренне воспринимаемые им как реакция на еврейскую проблему — каким это образом Бог мог отсрочить установление своего Царства, когда он уже начал его устанавливать? — сами по себе естественным образом отвлекали внимание от чисто земных обстоятельств агитации против Рима. Его взгляды, в дальнейшем неправильно понятые в виде идеи Царства Божьего, которая быстро увяла после разгрома 70 г., стали простой духовной метафорой к середине следующего века, после разгрома восстания Бар Кохбы в 132—135 гг.
Весь этот процесс, совпавший с лакуной в еврейской историографии, создал фундаментальный пробел в еврейской истории, и этот пробел сам по себе перекидывал мостик на уровень светской и религиозной истории посредством огромного сооружения — системы христианской мифологии.
Соответственно еврейские историки, как и историки вообще, которые оказались с «подрезанными крыльями» из-за острой нехватки документации и составили необоснованные суждения по причине своей радикальной неприязни к «активистам» Царства Божьего (как будто лишь их провалом доказывалась утрата благоволения Божьего), волей-неволей прошли мимо реального значения движения за Царство Божье.
Разумеется, это заключает в себе значительную иронию. Еврейская историография потеряла столетие, которое было свидетелем превращения евреев в народ диаспоры; то есть еврейскому самосознанию не хватает реальной укорененности в своем собственном состоянии.
Хотя поражение евреев в 70 г. не уничтожило еврейское население Палестины, кровопролитие было огромным; кроме того, большое количество людей было продано в рабство за пределы Палестины. А с разрушением Храма разбросанные на огромной территории еврейские общины, долгое время бывшие характерной особенностью еврейской жизни, больше не имели центра. Неудавшееся восстание Бар Кохбы, вспыхнувшее через два поколения после этого и наложившее отпечаток на территориальную базу еврейской истории, сделало еврейский народ таким, каким он с тех пор и остался.
Точно так же, как христианская мифология уничтожила свой собственный реальный жизненный фон, так и в еврейском сознании во время затянувшегося существования в форме диаспоры разгром 70 г. органическим образом привел к поражению религии — несомненно, лейтмотив самого происхождения евреев как народа. Таким образом, катастрофа 70 г. как раз вплеталась в еврейскую историографию, основывающуюся на намерениях божественной воли в истории.
Из-за этого светские компоненты катастрофы 70 г. были восприняты через религиозную призму; в религиозном сознании евреев разрушение Храма полностью затмевает разрушение самого государства, или, скорее, эти два разрушения соединяются, составляя одно религиозное несчастье.