Потерянный континентТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Потерянный континентСтраница 3
Посмертное возвышение Савла и, несомненно, неосознанную манипуляцию историей в ранней документации легко продемонстрировать, стоит лишь посмотреть на дошедшие до нас источники и представить соотношение включенного и не включенного в канон материала.
Послания Савла, разумеется, являются старейшим источником истории новой веры, но Савл писал через несколько лет после событий, описанных в евангелиях. Его собственная точка зрения повлияла на авторов и редакторов евангелий и Деяний. Более конкретно, Савл умер до римско-иудейской войны 66—70 гг., что, несомненно, больше всего занимало мысли автора Евангелия от Марка, основному плану которого следовали остальные два синоптических евангелия.
Но не только это: Деяния, в которых Савл является «звездой», описывают его жизненный путь практически независимо от его посланий, с выгодной точки зрения гораздо более поздней эпохи, когда вся перспектива развивающейся секты уже трансформировалась и когда сам Савл в результате этого был неправильно понят. Бессилие Савла в течение его жизни ясно видно не только из непрерывной полемичности посланий, но и из его действительного физического состояния.
Исходя из его собственных посланий, можно предположить, что Савл написал очень много. Он, по-видимому, начал активно действовать вскоре после казни Иисуса, — скажем, в 35—36 гг. — и деятельность его продолжалась в течение двух последовавших десятилетий, то есть незадолго до смерти Иакова. Эти два десятилетия, несомненно, были очень плодотворными; поскольку Савл привык писать, нет никакой причины считать дошедшие до нас Послания всем его литературным наследием.
Его главные послания были написаны, по-видимому, много времени спустя после его припадка по дороге в Дамаск, к примеру через четырнадцать лет, то есть действительно спустя очень длительное время. Небольшое количество посланий, которое теперь составляет костяк Нового Завета, не могут быть всем, что он написал. Само состояние посланий указывает на многое; они явно выбирались наугад, в придачу часто оказывались фрагментарными. Одно из главных посланий — Второе Коринфянам — практически невразумительно; лучше всего его можно понять, если представить как мозаику из обрывков других, неоконченных посланий, собранных вместе после того, как возникло явление «паулинизма».
Многие исследователи сходятся в том, что 16-я глава в Послании к Римлянам является отдельным документом. Важное послание, как известно, написанное к общине в Лаодикее, было полностью потеряно: сохранилось (несомненно, случайно) лишь незначительное упоминание (Филимон).
Более того, из контекста Посланий Савла, которыми мы располагаем, видно, что во всех его главных посланиях доминирующей темой, которая часто заставляет их звучать истерически требовательно, является его конфликт с другими; он явно описывает ситуацию, в которой он выдвигает свои собственные идеи, направленные против соперников. А в число соперников, что также ясно, входят лидеры иерусалимской общины последователей Иисуса.
Таким образом, апология, содержащаяся в Деяниях, грубо приукрашивает факты, которые в жизни Савла слишком очевидно свидетельствовали о том, что в определенных кардинальных пунктах его взгляды считались неудобоваримыми; они были отвергнуты авторитетами института, обладавшего почти государственной властью, и фактически привели к его падению.