Потерянный континентТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Потерянный континентСтраница 9
Ирония также заключается и в том, что этот необычный феномен едва ли можно было предвидеть. В евангелиях римляне упоминаются крайне редко, а Иосиф Флавий, чья подробная, насыщенная действиями, живая история иудейской войны является нашим единственным источником для всего этого периода, интересовал Церковь только потому, что в его труде содержится фальсифицированное упоминание об Иисусе как Мессии. Со своей стороны, иудеи традиционно сбрасывали со счетов Иосифа как предателя и выделяли у него только один-единственный эпизод, стоящий упоминания, — разрушение Храма.
В результате всего этого иудейская война, изученная, главным образом, учеными с ограниченными интересами, не оказала никакого влияния на народное сознание как иудеев, так и христиан.
Еврейская катастрофа 70 г. имела роковые последствия. Уничтожив еврейское ядро мессианства, она расчистила путь для популяризации самых квиетистских, трансцендентальных и мистических аспектов идей Савла, которые теперь могли быть без помех направлены на язычников, ставших единственным объектом их воздействия.
Таким образом, запутанная загадка, порожденная густой темнотой, нависшей над двумя крайне важными десятилетиями (приблизительно 60—80 гг.), проясняется благодаря контрасту между посланиями, написанными Савлом, реальным индивидом и анонимными компиляциями в евангелиях, которые были объединены после разрушения еврейского государства и Храма в 70 г.
Этот контраст дает нам возможность ясно увидеть глубокое, необъяснимое и, конечно, замаскированное расхождение между официальной версией происхождения христианства и проблесками реальности, мучительно угадываемыми за страстной жизненной борьбой Савла, а также кусками исторической действительности, запечатленной в самих евангелиях.
С этой точки зрения безразличие обоих историков Церкви и академических ученых к судьбе иерусалимской общины последователей Иисуса, возглавляемой, в конце концов, братом Иисуса, приводит в недоумение. Если «Матерь Церковь» когда-либо существовала как христианский институт, то полное ее молчание непостижимо. Если бы у ее лидеров было, так сказать, какое-нибудь самоосознание, то оно легко и естественно касалось бы всего, что было связано с обширной еврейской диаспорой. Очевидно, что понятие «Матерь Церковь», как и сам этот термин, вводило в глубокое заблуждение.
Приблизительно в середине 50-х гг., то есть во время вызванного Савлом бунта в помещении Храма, можно предположить, что еврейское государство находилось в кризисе, и, следовательно, он коснулся и общины иерусалимских последователей Иисуса. С этого времени все дальнейшее остается сплошным белым пятном. Нас отбрасывает назад к эволюции кризиса зелотов, который разразился во время римско-иудейской войны 66—70 гг., а затем начали собираться (как и евангелия) самые ранние писания Савла по поводу новой секты. Первым было составлено Евангелие от Марка, и снова мы можем увидеть начало непрерывности, в которой, однако, начальная фаза эволюции новой веры—жизнь Иисуса, Иоанна Крестителя, Иакова и самого Савла — извращается, приспосабливаясь к более поздней традиции, воплощенной в Евангелиях от Марка, Матфея, Луки, в Деяниях и в Евангелии от Иоанна.