Потерянный континентТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Потерянный континентСтраница 29
Разумеется, все это является только еще одним способом сказать, что структура христианской теологии, умственная работа Савла из Тарса, выдержала бесчисленные факты современного мира, которые соединяются в требовательных, рациональных натуралистических объяснениях прошлого. Личная агония Савла через создание символической структуры, проникнутой глубокой эмоциональностью, предохранила традиционные верования от коррозии анализа.
Верно, что идея о Царстве Божьем — глубокое ощущение того, что Бог должен управлять миром непосредственно, — выражалась неоднократно на протяжении всей истории христианства. Это, так сказать, подразумевалось Библией, а в Средние века нашло выражение в многочисленных вспышках «тысячелетней лихорадки». Впоследствии, в XX в., как мы уже видели, эта идея вспыхнула в заразительном влиянии на главные направления христианства обедненной версии марксизма, которая вслед за большевистским путчем в 1917 г. включила многие элементы христианского истэблишмента в политические действия.
Однако первоначальная формулировка идеи Царства Божьего была полностью забыта, и агитация за Царство Божье против Рима в первом столетии нашей эры, уничтоженная огромной волной ее же ответвления — христианской церковью, — стала чем-то вроде потерянного континента.
Тем не менее мы уже видели, что общая история может быть восстановлена через обломки фактов, распознаваемые в сохранившихся документах; набожность бесчисленных авторов, редакторов и компиляторов воспрепятствовала подделкам и обеспечила уважение к элементам истории, которые были просто непонятными. В конце концов, три главных факта, которые выделяются при анализе, — Иисус, провозгласивший Царство Божье, его казнь как «Царя Иудейского», плотное иудейское окружение Иисуса и Иоанна Крестителя — дают нам такой треножник, который является достаточно устойчивым для того, чтобы прояснить корни интеллектуальной работы Савла и таким образом подтвердить реально жизненное повествование о христианских истоках.
Вышеупомянутое повествование помещает Иисуса, Иоанна Крестителя и Савла из Тарса в определенное время и пространство; оно показывает, как реальные жизненные события преобразовались в великую Церковь с мифологическими, мистическими и магическими основами, воплощающими теологию, на которую после смерти Иисуса наслоились понятия Сына Божьего, Господа Вселенной и Спасителя Мира. Это позволяет разглядеть истинное значение того события, которое сделало возможной римско-иудейскую войну 66— 70 гг.
Общее игнорирование связи между началом христианской веры и разрушением еврейского государства и Храма в Иерусалиме становится все более странным в связи с глобальными последствиями последнего.
Разрушение Храма устранило фундаментальное препятствие для распространения христианства на обширных территориях, связанных с иудаизмом.
Вдобавок, разгром зелотов привел к изгнанию значительного количества евреев, а также к рассеиванию ранних христиан — несомненно, и схизматических последователей Иисуса, отрицательно относившихся к обожествлению Иисуса, — во внутренние области Аравии. Мухаммед, вдохновленный как евреями, так и христианами, объявил себя «посланником Аллаха» с миссией распространения в мире «послания Моисея» на «благородном языке арабов».